Понедельник, 20.05.2024, 02:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Коневой Надежды Александровны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация учащихся при изучении математики в классах гуманитарного профиля.

Во все времена  мотивация обучения школьников математике была на уровне тезиса: « Математика ум в порядок приводит». Учащиеся, выбравшие гуманитарное направление обучения, рассматривают математику только как элемент общего образования и не предполагают использовать её непосредственно в своей будущей профессии.

Надо сказать, что и программа, по которой они занимаются, отличается от общеобразовательной(а уж от классов с физико-математическим профилем – тем более) по количеству часов, отводимых на математику(3-4 часа в неделю), по содержанию и глубине изучения материала.  И, конечно, прискорбно нежелание «гуманитариев» знать математику. А математика тоже , в сущности гуманитарная наука, ведь математика представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику, как не покажется это слишком парадоксальным. Если взглянуть на это с исторической точки зрения, то она есть не что иное, как фрагмент естественного языка, отделившийся от него и развившийся в специфическом направлении, однако сохранивший многие черты его структуры. На первых встречах с учениками гуманитарного профиля мы говорили об этом, а так же о том, что математические идеи и методы постепенно проникают в самые что ни на есть традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Уже невозможно представить себе без математического аппарата современную логику, существенны математические идеи и понятия для современной лингвистики, широкое применение находят математические методы в психологии, социологии, исторических исследованиях. Поэтому делаем вывод, что математика в гуманитарном классе не должна быть падчерицей среди других дисциплин. Но преподавать ее следует именно в гуманитарном плане, ставя во главу угла ее  общечеловеческий характер. Этим должны определяться и содержание курса, и конкретные способы преподавания. Для гуманитарного класса наиболее важен логический аспект. Формировать понятия, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие рассуждения – вот главное, чему должен научиться в курсе математики ученик такого класса. В классе гуманитарного профиля невольно обращаешь внимание на то, чтобы ребята активно смогли овладеть лексикой и синтаксисом математического языка, понимали смысл и особенности употребления математических знаков, отличали определяемые понятия от неопределяемых, понимали, что такое определение, аксиома и теорема, необходимые и достаточные условия, обратная теорема, знали, что общие утверждения нельзя доказывать на примерах, а для опровержения утверждения достаточно одного примера, умели образовывать сложные математические утверждения из простых, строить отрицания математических утверждений и т.д.

Однако, математика не только школа логического мышления, это и источник образов. Для ребят  с гуманитарными интересами важен и «образный аспект математики», так как умение видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавание конфигурации, представление вида графика функции, зная ее свойства, - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства. И дело не только о зрительных, геометрических образах…  Например, с понятием производной связывается образное представление о скорости протекания процессов, с тождественными преобразованиями – представление о сложности выражения.

А вот  технический (или «вычислительный») аспект математики для ребят гуманитарного класса не играет первостепенной роли. Но его выпускнику придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции, связанные, скажем, с соразмерностью числовых отношений. Например, складывая числа 4/5 и 7/10, он заранее должен понимать, что получится число большее единицы, а если при покупке 3-х предметов одинаковой стоимости ему назовут сумму, не делящуюся на 3, смог бы сказать сразу: «Вы ошиблись».

Но, как бы не полагали дети гуманитарных классов, что математика не нужна и что отвлекаться на эту науку не стоит, им сдавать математику в форме ЕГЭ, поэтому учителю, берущему класс с гуманитарным профилем, приходится пересматривать, а иногда и полностью изменять методику преподавания математики в этих профильных классах. Беря гуманитарный класс, много было вопросов, и я искала для себя ответы на такие из них:

 - в чем заключаются основные отличия и каковы особенности преподавания математики в гуманитарных классах;

- как пробудить интерес учащихся к овладению основными математическими знаниями;

- как создать условия для того, чтобы каждый ученик в условиях дифференциации обучения, изучил курс математики в том объёме, который ему необходим;

-  как могут измениться основные цели обучения;

- каким образом соотнести объем домашних заданий и бюджет времени обучающихся.

И, конечно, первые мысли о том, как готовить учащихся гуманитарного профиля к экзамену, охватывающему полный курс математики и содержащему, следовательно, и вопросы геометрического содержания? Но такая подготовка в значительной степени будет способствовать закреплению знаний, необходимых для гуманитарной деятельности, а также развитию памяти, образного мышления, пространственных представлений, ассоциативного мышления, грамотной речи, обоснованности суждений, оригинальности высказываний.

Обучающиеся в гуманитарных классах – дети творческие, с достаточно широким кругозором, и они способны решить основные, несложные задания ЕГЭ для получения достаточных баллов. Таким образом, для достижения положительного результата в профильных классах, который, конечно же обнаружится при сдаче ЕГЭ, необходимо учитывать интересы и склонности учащихся, а также грамотно планировать содержание обучения, применять современные образовательные технологии, что значительно усиливает мотивацию к получению качественных знаний по математике у учащихся гуманитарных классов.

Личный опыт работы в гуманитарном классе убедили меня в том, что часто методов и средств обучения для старшеклассников явно недостаточно. Можно ли и какими средствами изменить ситуацию в обратную количественную пропорцию, говоря о мотивации изучения математики в школе? Безусловно, ребята таких классов испытывают значительные затруднения при знакомстве с началами анализа, сложными разделами алгебры и геометрии. Предугадывая такой ход событий, ребята группами готовят компьютерные презентации под руководством учителей информатики и математики. Да и невозможен в современной школе учебный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий. Однако, в гуманитарном классе встает вопрос о чувстве меры при использовании техники, чтобы не потерять контакт с самим учеником в процессе обучения. И нам приходится искать этот баланс, некое гармоничное сочетание технического оснащения урока и личного общения учитель - ученик, ученик – коллектив.

«Гуманитарное» преподавание математики немыслимо без изучения её истории. Удивительно преображаются дети, когда вдруг видят тесную связь математики с  гуманитарными дисциплинами. Знакомство с историей математики позволяет рассматривать этот предмет в контексте развития культуры и цивилизации. Математика оживает, когда перед учащимися разворачивается борьба идей, предстают личности ученых и их судьбы. И уместным оказывается знание о «гуманитариях», которые любили математику и хорошо её знали.

История богата интересными фактами, в том числе и историей математики. Например, говоря о Лобачевском, невольно обращаешь внимание на его великую силу убеждения, позволившую ему творить в одиночестве, без общественного признания, во враждебной ему научной среде.

Развивают пространственное мышление, могут создать сильную мотивацию, заинтересовать геометрией при подборе интересных картин такие её разделы как симметрия, перспектива, конические сечения, объёмы многогранников. Большое значение придается наглядности, являющейся одним из основных дидактических принципов обучения.

Знакомство с ролью математики в развитии цивилизации и культуры, в научно-техническом прогрессе, в современном производстве разрушает в сознании учащихся представление  о математике как науке, связанной только с вычислениями, многочисленными формулами, требующими строгого выполнения и запоминания. Историей математики как философской дисциплины охотно делятся учащиеся в своих выступлениях, что приводит к возникновению положительной мотивации, к более глубокому изучению математики. А постоянные занятия математикой учат самостоятельно мыслить, опираясь на факты, думать, рассуждать, говорить и писать, отвергая голословные утверждения.

Добросовестная и серьёзная работа над приобретением и укреплением знаний по математике требует систематического напряжения умственных сил, настойчивости в преодолении трудностей, мужественности, воспитывает в учащихся трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении намеченной цели, умения не останавливаться перед трудностями. Задача учителя – научить, помочь учащимся классов гуманитарного профиля принять и полюбить математику, не бояться приближающихся экзаменов и помнить, что образованным, развитым человеком человек может стать только благодаря своим усилиям, своему усердию, своей деятельности.

Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!», в классах гуманитарного профиля очень актуально. Поэтому здесь и проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условиями и методикой работы учителя.

И еще одно необходимо иметь в виду: изучая математику, школьники должны почувствовать ее красоту. Воспитание чувства прекрасного едва ли не главная задача класса гуманитарного профиля, и при ее решении не обойтись без участия математики

Литература:

1.     Бакшеева А.Ю. Творческий подход к учащимся на уроках математики в классах гуманитарного профиля http://do.gendocs.ru/docs/index-353911.html

Цыбульская Т.В. Математика в классах гуманитарного профиля – непростой путь от слабых знаний к успеху.

Категория: Мои статьи | Добавил: nakon59 (01.04.2013)
Просмотров: 1486 | Комментарии: 6 | Теги: гуманитарные классы, статья, Математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergSloft  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>мск металлосварочные конструкции компания</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz